Сохранение традиций народного искусства в современном мире
ВВЕДЕНИЕ Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство: оно возникло еще в первобытные времена. И в тоже время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни в быту. Слово "ДЕКОР" означает "УКРАШАТЬ, ПРИДАВАТЬ КРАСИВЫЙ ВИД". Декоративно-прикладное искусство создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное, это искусство организует общение людей, троит их отношения. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО огромно и разнообразно, как окружающий нас мир. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания. При создании предметов использовались разнообразные материалы: глина, камень, ткань, металл, позже стекло, разные способы художественной обработки материалов. Декоративное искусство имеет свой совершенно особый образный язык. Освоение его дает возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает. Образному языку декоративно-прикладного искусства свойственны обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность. Здесь по-иному используются художественные средства: форма, объем, линия, ритм, цвет, фактура. Все природные мотивы – птицы, цветы, растения, животные, человек и т.д. – в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительный, обобщенный образ без мелких деталей и подробностей. ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ Далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться как устроен мир. Найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь, огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Изображение и цвет часто имеют символическое значение – красный цвет в русском народном искусстве – это символ жизни, белый цвет – символ чистоты, конь – знак солнца. Из этих элементов и их сочетаний выстраивался узор. Шли века – крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", – говорит русская пословица. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества. Русский крестьянин исстари жил землей. Земля, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветвях. Это дерево жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, для того чтобы выращивать хлеб. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье " ЖАВОРОНКИ ". С песнями – заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на хвосте. Птицы символизировали свет, тепло. Все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти – столешники, края покрывал – подзоры, концы полотенец – все было украшено тканым или вышитым орнаментом. В вышивке России, Украины и Белоруссии наиболее известный период начинается с конца 18 века. В это время рукоделие стало одним из основных занятий и для девушек в крестьянских семьях, и для женщин в семьях купцов и помещиков, и для благородных горожанок. Начиная с 8 – 9 лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского рукоделия, готовили приданное. Как правило, вышивкой украшались женские сарафаны передники, подзоры и столешники. Особое место в этом ряду занимали мужские и женские вышитые рубахи, а также полотенца. Рубахи вышивались на все случаи жизни: от крестин до похорон. Выходя замуж, новобрачная приносила в дом целый гардероб для себя и своего суженого. Одних полотенец надо было изготовить не меньше сотни. Ведь полотенце в славянской традиции – не только предмет быта, но и традиционный подарок, который достойно преподнести на свадьбу, именины, почетным гостям, друзьям. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей. Перед свадьбой обязательно организовывалась своеобразная выставка приданого невесты, где по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие и добропорядочность будущей хозяйки молодой семьи. Вышивка у всех народов всегда носила не только декоративный характер. К вышитым вещам относились как к сильным оберегам. Сюжет вышивки связан с темой "Встреча весны". Об этом говорят изображения птиц, воды( в виде плетенки ), растительных элементов, а также солнечных символов. Причин тут несколько. Во-первых, почти у всех индоевропейских народов полотно – символ жизни, где сплетены нити – это судьбы людей, а вышитый узор на полотне – призванная божественная помощь, оберег для того, кто пользуется этой вещью. Во – вторых, работа над вышивкой требует много времени и большого внимания, а значит, будет выполняться только для действительно любимого человека, что также является сильнейшим оберегом. Вышиваемые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для окружающих о хозяине вышитой вещи. СИМВОЛИКА В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ В течении нескольких столетий у славянских народов выработались определенные приемы вышивки, в каждой местности оформился свой характер традиционного орнамента и его колорит. Вот почему до сих пор можно определить по цвету и орнаменту вышивки, где она была выполнена. Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Ромб с точками внутри символизировал засеянное поле, достаток, изобилие. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам. Ромбы в узорах располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой. Кроме геометрических мотивов, в славянских вышивках встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. В народной вышивке часто встречается изображение величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных конях. Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены емкой и многозначной символикой. Лебеди являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви, голуби были символом супружеской верности и счастливой семьи. Уточки воспринимались как знак трудолюбивой хозяйки дома, были символом плодородия, а также символизировали смену дня и ночи, ведь по славянским легендам, именно уточки несли колесницу Даждь-Бога-Солнце по извечному кругу из живого мира в исподнюю страну. Особое место в славянской символике занимали фигуры водоплавающих птиц с конскими головами. Это-символ круговорота в природе, смены дня и ночи. Согласно языческим верованиям, днем колесницу солнца несли волшебные кони, а ночью - уточки. Отсюда и возник такой образ-уточка с конской головой. На многих вышивках присутствует символическая фигура величавой большеголовой женщины в широкой юбке с поднятыми вверх или схематично подогнутыми вниз и к себе руками. Это образ богини Макоши, считавшейся у древних славян богиней плодородия, женского рукоделия, покровительницей дома и его хозяйки. О роли Макоши в славянском пантеон богов красноречиво свидетельствует русская поговорка – отмолвка: "Это все Макошь ткала, пока я на полатях спала". Таким образом, рукодельница отводила от себя сглаз, одновременно призывая на свою работу благословение Богини. Изображение сказочной птицы – павы издавна является у славян символом счастья и любви. Птица – пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде колец, петель и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность. Развитие славянского орнамента шло теми же путями, что и других народов. Это развитие сходно в осознании окружающего мира и мироздания в целом. Сами образы орнаментальных декоров слагаются, прежде всего, из взаимоотношений с окружающим миром, природой – колыбелью, в которой народ вырос. В орнаменте не разрушается символическая основа-связь между знаками, цветом, ритмом, законами построения самого орнаментального знака. В современном мире орнамент – узор, который украшает предметы быта, не неся смысловой нагрузки. Для нас ромбы на свитере – просто ромбы, а круги – просто круги. Но были времена, когда люди умели читать орнаменты, зашифровывали в них свои представления о жизни, о потустороннем мире, о вечных истинах. СЛАВЯНСКИЙ ОРНАМЕНТ В традиционной славянской вышивке важное символическое значение имеет цвет. Красный цвет в народной культуре всегда имел особое значение. Этот цвет жизни, солнца, плодородия и здоровья. Само слово "красное" означает" красивое", прекрасное: красна девица, красно солнышко, весна - красна. Сюжет и мотив нередко совпадают друг с другом. Сюжеты узоров разнообразны. В старину понимали значение всех символов. Женский образ на рукоделиях символизировал древнейшую восточнославянскую богиню земли – Макошь. Эта богиня – покровительница рукоделий, домашнего очага. Славянская вышивка имеет множество растительных и цветочных мотивов. Один из них – Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, "исподнего " мира, земли и всех девяти небес. Мировое дерево изображали пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях. Дерево жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки. Считается, что дерево олицетворяет собой связь земли с небом. Изображение "древа жизни" по народным представлениям должно приносить счастье, а также оберегать от всякого зла. Вместе с изображением "древа" в вышивке рушников обычно присутствуют и птицы. Образ птицы неслучаен. Птица- символ души человека, парные птички обычно символизируют жениха и невесту. Птица – это и обитатель мира небесного, обладает способностью влиять на судьбы людей. Лилия – один из любимых цветов русской народной вышивки. Этот прекрасный цветок символизирует чистоту и непорочность, девственность невесты. Вышитая на свадебном рушнике ветка лилии является пожеланием молодым всех благ, верности в любви и счастливой семейной жизни. В славянской мифологии берегини – женские персонажи, оберегающие дом и его обитателей от зла и несчастий. Руки, устремленные вверх, к небу – древняя поза, обращение к Богу с просьбой о благоденствии и защите от зла. Роль оберега играет изображение на рушнике орнамента из геометрических фигур. Ромбы, звездочки – старинные земледельческие символы плодородия земли, солнца, воды, мужского и женского начала. Цветные кружева, узорное ткачество и вышивка в сочетании с нашивками из лент и тесьмы украшали женские праздничные рубахи, передники, головные полотенца, а также мужские рубахи из холста, составляя красочный многоярусный узор на белом фоне основной ткани. Разбирая символику славянских вышивок, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и алигоричность – признак высокой культуры общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово, от больших городов до малых поселений. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ На протяжении многих веков большинство населения России состояло из крестьян. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Крестьянин редко отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были реки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус – внутренняя суть русского человека. Вот от чего в течение долгих веков прежде всего крестьянство являлось хранителем национальных традиций в костюме. Особенно после знаменитого указа Петра, обязавшего всех, кроме крестьян и духовенства, носить платье европейского образца. Горожане вынуждены были перейти на "немецкую" одежду, и только жители деревни продолжали носить народный костюм. За века в каждом селе России сохранились собственные традиции – по расцветке и узору одежды можно было узнать откуда родом человек. На Руси женщины носили одежды очень разнообразные, красочные, широкие, длинной до пят. Считалась, что такая одежда защищает тело не только от непогоды, но и от дурного глаза, от злых сил. Длинные, многослойные одежды с плавными, струящимися линиями делали женщину статной, а ее походку – плавной. Мужской народный костюм был беден и прост: холщовая рубаха, порты, армяк или зипун. На ногах лапти или сапоги. Лишь в праздник мужчины красовались в расшитых рубахах. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. На кануне народных праздников – гуляний – распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сарафаны, юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке. У донских казачек достаток мерялся по числу юбок, которых было по пятнадцать штук, а к ним для пары полагалась еще и кофта того же цвета. Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами лент, бисером, шнуром, блесками и прочими деталями которых, как правило, не было в повседневной одежде. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в тоже время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, была в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать и делать многое - многое другое. Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Названия головных женских уборов напоминают о птицах: сороке, курице, лебеде. Считалось, что женщина подвержена сглазу. Ее волосам приписывались колдовские свойства. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: "Девичья коса – всему миру краса". У девушек – ленты, обручи, легкие и воздушные накосники, кокошники. В праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц. Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. В особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. Невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье. Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области России имела свои орнаменты, цвет одежды, отделку, формы и фасоны. На Руси никогда не ходили распояской, и первой одеждой, которую получал новорожденный, именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые разные опояски: тканые, вязаные, плетеные. Широкие – для верхней одежды и поуже – для горничной, праздничные и повседневные. Делали их шерстяной ткани, узорные с пышными махрами на концах. Многие были со словами посвящения – "кого люблю, тому дарю" и имена. ЮЖНОРУССКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ. Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом. В южнорусском женском костюме или поневном комплексе самой главной деталью была понева. Понева – это прабабушка современной юбки. Понева непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем "навершник" и завершал костюм головной убор. В поневном комплексе особенно ярко выражен многослойный характер русского костюма. Этот тип костюма считается более древним по сравнению с сарафановым комплексом. ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕВИЧИЙ КОСТЮМ. Этот костюм включал в себя "передник" или, по-другому, "запон", "занавеска", "нагрудник" – так называли его в разных районах России. Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Красный цвет считался магическим. Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветолм огня и солнца, и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей. КОСТЮМ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ. Одеждой замужней женщины в некоторых районах России был "навершник" – верхняя наплечная одежда, как правило из домотканой шерстяной ткани, сшитой по типу укороченной рубахи. Сейчас такую одежду мы называем демисезонной т.к.носим ее весной или осенью. Раньше ее носили поверх рубахи, поневы и передника. Навершник всегда старались как-то украсить – вышивкой, аппликациями из дорогих тканей, блестками. Навершник не подпоясывали. Повседневная женская крестьянская обувь мало отличалась от мужской, женщины обычно носили лапти с онучами, а на праздники обували бескаблучные сапоги из цветной кожи, которые часто украшались вышивкой. СЕВЕРОРУССКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ. Его еще называют женский сарафановый комплекс. Он был широко распространен в северных и центральных губерниях. Главной и самой известной частью этого костюма являлся сарафан. Его носили в будни и в праздники начиная с 14 века. Изготавливался сарафан из холста, домотканого сукна, крашенных и фабричных тканей, шелка и парчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой. ЛЕТНИЙ ДЕВИЧИЙ КОСТЮМ. В праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником, поясом и украшениями входили и так называемые душегреи – "епанечки", "коротены" – коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики. А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые делали из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полосой. МУЖСКОЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ КОСТЮМ. Основными частями мужской одежды в старые времена являлась рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком. Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Нагрудные узоры вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. ТРАДИЦИОННАЯ ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА. Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во времена, когда главным средством передвижения были лошади, для путника незаменима была одежда из овчины. ИЗ овчины шили полушубки мехом во внутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую. а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом. В холодную пору важно было ноги держать в тепле и поэтому ни один путник не хотел бы остаться в метель без валенок, а если мороз лютовал больше обычного, то опытные ямщики имели про запас даже меховую обувь. ВЫШИВКА И ОДЕЖДА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ За много веков русский народ создал замечательные виды декоративного искусства. Жители нашей страны украшали свою одежду и предметы быта вышивкой, аппликацией, кружевом. Из поколение в поколение отрабатывались и украшались узоры, цветовые решения и технические приемы одного из древнейших и любимых видов декоративно-прикладного искусства – вышивание. Большое место в узорах русской вышивки занимают геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных. Мотивы женской фигуры, всадника, цветущего куста или дерева, птицы, а также ромба с его разновидностями, квадратов, треугольников, звезд являются основными в узорах народной вышивки. Русская вышивка имеет свои национальные особенности и очень отличается от вышивок других народов. В одежде, как и раньше, вышивают оплечья разрез на груди, низ рукавов, юбки, соединение швов. В современных вышивках мы часто встречаем узоры растительного характера. Рукодельницы умело используют фон как один из элементов узора. Современная мода рекомендует отделку платьев, блузок, юбок, джинс, сумок и т.д. – вышивкой. А также модно украшать вышивкой предметы быта – занавески на окнах, наволочки на диванные подушки, коврики и панно, постельное белье, наборы чайных салфеток, картины, сувениры и т. д. Вязание также пользуется большим успехом у рукодельниц. Его история уводит нас в далекое прошлое. В России вязание получило распространение с конца 19 века. Женщины, собиравшиеся на посиделки, вязали в основном кружева, заимствуя для узора из народных мотивов. Интересны изделия, в которых соединяются вышивка и вязание. Вышитые полотенце или передник, платье или блузка могут быть украшены вязанными кружевами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучая замечательные образцы народных крестьянских вышивок, росписи по дереву, ткачества, кружевоплетения, являющиеся национальной гордостью нашего народа, художники создают узоры для украшения современных изделий, которые отличаются от прежних по форме, цвету, материалу, содержанию и вполне отвечают высоким требованиям. Характерной чертой современных художественных изделий является простота форм, предельная выразительность орнамента и цвета. Многие женщины хотят украсить свою квартиру красивыми и современными вещами. Мебель, посуда, ткани, осветительные приборы, одежда, игрушки и т. д., что окружает человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение, помогают в труде. Вот почему очень важно, чтобы эти предметы были выполнены с большим вкусом и мастерством. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.В.В.Алексеева Основы искусствознания. Просвещение.1996 г. 2.Т.И.Еременко Рукоделие. Москва. 1989 г. 3.А.Г.Климентов. История России. Народные промыслы. Москва. Белый город.2002 г. 4.О.Пушкина.Русский народный костюм.Издат."Мозаика-синтез".2001г. 5.А.К.Чекалов. В.Н.Полунина Русское народное декоративно-прикладное искусство. Просвещение. 1973г. 6.Газета для учителей начальной школы.2002г. 7.Журнал "Мир женщины".Вышивка. Москва. 1993г. 8.Н.А.Горяева.О.В.Островская учебник по ИЗО для 5 кл. "ДПИ в жизни человека". Москва.просвещение.2007г. | |
[ Скачать весь документ (4.09 Mb) ] | 11.11.2012, 21:06 |
Категория: Технологии | Добавил: MatveevaTF | |
Просмотров: 3921 | Загрузок: 371 |